Профессиональный стандарт педагога
Профессиональные стандарты в сфере образования
Наименование стандарта | Нормативный правовой акт | |
01 | Образование и наука | |
01.001 | Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н |
01.002 | Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н |
01.003 | Педагог дополнительного образования детей и взрослых | Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н |
01.004 | Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования | Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н |
01.005 | Специалист в области воспитания | Приказ Минтруда России от 10.01.2017 |
01.007 | Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) | Приказ Минтруда России от 25.12.201 |
С 01 июля 2016 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». В соответствии с вышеназванным постановлением профессиональные стандарты применяются поэтапно на основе утвержденных организациями планов по организации применения профессиональных стандартов. Постановлением установлен ряд требований к содержанию планов. Реализацию мероприятий планов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 г.
Говоря официальным языком, профессиональные стандарты — документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения трудовой деятельности.
Зачем нужны профстандарты?
Сейчас требования к квалификациям представлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Несмотря на то что ЕКСД работников образования был утвержден в 2010 году, он уже устарел, в том числе в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Профстандарты в образовании, в отличие от ЕКСД, содержат системное описание трудовых функций и являются приоритетным документом для формирования кадровой политики. Они отражают трудовые функции педагога и уровень квалификации (квалификационные требования к учителю).
Где можно найти актуальный текст профстандарта педагога?
В реестре профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также на официальных сайтах Минтруда и Минюста:
- профстандарт педагога дошкольного образования, профстандарт воспитателя, профстандарт учителя - это все стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) - приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
- профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) - приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н;
- профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых - приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н;
- профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования - приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н;
- специалист в области воспитания - приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н.
Профстандарты структурируют требования к педагогу:
- В части образования: “Учитель должен иметь высшее образование или среднее профобразование в рамках укрупненных групп направлений подготовки "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету. В последнем случае не требуется последующая профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности. Либо учитель может иметь любое высшее образование или среднее профобразование и получить дополнительное профобразование по направлению деятельности в образовательной организации” (приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н).
- Часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одарёнными и девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками.
Как понять, соответствую ли я профстандарту?
Согласно проведённому нами опросу 83% педагогов работают в школе 10 и более лет. Многие из них получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и навыков, которые требуют федеральные государственные образовательные стандарты и профстандарт педагога. Мы живём в меняющемся мире, поэтому профстандарт указывает необходимым дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в три года.
К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные знания по педагогике.
Главное - если Вы:
- не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и девиантными детьми;
- не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с “обычными” детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;
- не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете таких знаний;
- не дружите с современными информационными технологиями
то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо пройти соответствующее обучение.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение профессиональных стандартов в деятельности образовательных учреждений
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог(психолог в сфере образования)» (далее – приказ Минтруда России № 514н).
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (далее – приказ Минтруда России № 10н).
8.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
9.Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н (ред. от 11.02.2019) «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2019 N 53396).
10.Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 «О направлении разъяснений».