Профессиональный стандарт педагога

Профессиональные стандарты в сфере образования

Код

Наименование стандарта

Нормативный правовой акт

01

Образование и наука

01.001

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Приказ Минтруда России от 18.10.2013

№ 544н

01.002

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Приказ Минтруда России от 24.07.2015

№ 514н

01.003

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Приказ Минтруда России от 05.05.2018

№ 298н

01.004

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Приказ Минтруда России от 08.09.2015

№ 608н

01.005

Специалист в области воспитания

Приказ Минтруда России от 10.01.2017

№ 10нХочу такой сайт

01.007

Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Приказ Минтруда России от 25.12.201

 

С 01 июля 2016 года   вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». В соответствии с вышеназванным постановлением профессиональные стандарты применяются поэтапно на основе утвержденных организациями планов по организации применения профессиональных стандартов. Постановлением установлен ряд требований к содержанию планов. Реализацию мероприятий планов необходимо завершить не позднее  1 января 2020 г.

Говоря официальным языком, профессиональные стандарты — документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения трудовой деятельности.

Зачем нужны профстандарты?

Сейчас требования к квалификациям представлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Несмотря на то что ЕКСД работников образования был утвержден в 2010 году, он уже устарел, в том числе в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Профстандарты в образовании, в отличие от ЕКСД, содержат системное описание трудовых функций и являются приоритетным документом для формирования кадровой политики. Они отражают трудовые функции педагога и уровень квалификации (квалификационные требования к учителю).

Где можно найти актуальный текст профстандарта педагога?

 

В  реестре  профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также на официальных сайтах Минтруда и Минюста:

  • профстандарт педагога дошкольного образования,  профстандарт воспитателя, профстандарт учителя - это все стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) -  приказ  Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
  • профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) -  приказ  Минтруда России от 24.07.2015 N 514н;
  • профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых -  приказ  Минтруда России от 08.09.2015 N 613н;
  • профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования -  приказ  Минтруда России от 08.09.2015 N 608н;
  • специалист в области воспитания -  приказ  Минтруда России от 10.01.2017 N 10н.

Профстандарты структурируют требования к педагогу:

  • В части образования: “Учитель должен иметь высшее образование или среднее профобразование в рамках укрупненных групп направлений подготовки "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету. В последнем случае не требуется последующая профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности. Либо учитель может иметь любое высшее образование или среднее профобразование и получить дополнительное профобразование по направлению деятельности в образовательной организации” (приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н).
  • Часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одарёнными и девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками.
 

Как  понять, соответствую ли я профстандарту?

Согласно проведённому нами опросу 83% педагогов работают в школе 10 и более лет. Многие из них получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и навыков, которые требуют федеральные государственные образовательные стандарты и профстандарт педагога. Мы живём в меняющемся мире, поэтому профстандарт указывает необходимым дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в три года.
К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные знания по педагогике.
Главное - если Вы:

  • не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и девиантными детьми;
  • не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с “обычными” детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;
  • не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете таких знаний;
  • не дружите с современными информационными технологиями

то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо пройти соответствующее обучение.

 

 

Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение профессиональных стандартов в деятельности образовательных учреждений

1. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019).

2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019 г.).

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – приказ Минтруда России № 544н).

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог(психолог в сфере образования)» (далее – приказ Минтруда России № 514н).

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 422н от 5 августа 2016 года «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544 н».

6.Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня  2016г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных  стандартов в части требований, обязательных для применения  государственными внебюджетными фондами Российской Федерации,  государственными или муниципальными учреждениями,  государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями,» (далее –  Постановление № 584).

7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (далее – приказ Минтруда России № 10н).

8.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской  Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении  профессионального стандарта «Педагог дополнительного  образования детей и взрослых».

9.Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н (ред. от 11.02.2019) «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива  (вожатый)» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2019 N  53396).

10.Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 «О направлении разъяснений».

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».