МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №76 п. ГИГАНТ
Принято
педагогическим советом
(протокол № 8 от 29.06.2017г.)
Утвержда
Директ
С.И. П_^
Прика^^^,
Положение
о социально-психологической службе МБОУ СОШ № 76 п. Гигант
Психологическая служба МБОУ СОШ № 76 п. Гигант в своей деятельности
руководствуется международными актами в области защиты нрав детей, Законом Российской
Федерации «Об образовании в РФ», федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, Национальной стратегией действий в интересах детей на
2012 — 2017 годы,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием. Положением о
службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
(Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. №
636), приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого
педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО
РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в
системе общего и профессионального образования»). Федеральным образовательным
стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10 2013 г. №1155), Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от
06.11.2009 № 373), Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12. 2010 №1897); Положением о службе практической психологии в системе образования
Ростовской области (приложение к приказу Министерства общего и профессионального
образования Ростовской области от 04.02.11 №57), Уставом МБОУ СОШ № 76 п. Гигант.
Деятельность психологической службы МБОУ СОШ № 76 п. Гигант направлена на
психолого-педагогическое сопровождение модернизации образовательного процесса, оказание
психологической помощи обучающимся; сохранение и укрепление психологического здоровья,
оказание поддержки талантливым и одаренным детям и уязвимым категориям детей (дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации, в том числе
правонарушители).
Основной целью работы педагога-нсихолога становится содействие созданию психолого
педагогических условий, способствующих освоению основной образовательной программы.
К ним относятся:
-преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к
донжольному и общему образованию;
-учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся;
-содействие
формированию и развитию нсихолого-недагогической компетентности
педагогических и административных работников, родительской общественности;
-вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса;
-сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
1
-дифференциация и индивидуализация обучения;
-поддержка и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования;
-мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных
детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
-формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
-поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
Значительная роль принадлежит педагогу-психологу в разработке и внедрении системы
оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной
программы, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения
ребенка на уровне образовательной организации является предпосылкой для построения
профессиональных связей как внутри конкретной организации, так и между организациями
образования, специалистами здравоохранения, социальной защиты, комиссий по делам
несовершеннолетних. Это является основой для создания систем комплексной помощи ребенку
и семье.
Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле
сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого
педагогического
сопровождения
ребенка
не
может
быть
ограничено
областью
непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с
администрацией, педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного
процесса выступают: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная,
развивающая работа, просвещение (формирование психологической культуры, развитие
психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных
организаций, педагогов, родителей), экспертиза (образовательных и учебных программ,
проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов
образовательных организаций), социально-диспетчерская деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется
на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях класса, организации.
Задачи и с грукту ра базового компонента деятельности
педагога-психолога на уровне общего образования
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования
различны:
1. Начальное образование - определение готовности к обучению в щколе, помощь в
адаптации к школе; выбор образовательного маршрута; психолого-педагогическое
сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального
общего образования; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и
поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; профилактика
отклонений в личностном развитии; содействие формированию коммуникативных навыков;
участие в предупреждении и разрешении конфликтов между семьей и школой.
2.Среднее образование - сопровождение перехода в основную школу; содействие
адаптации к новым условиям обучения; формированию социально-психологических
компетенций; помощь в построении конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками;
профилактика девиантного поведения, наркозависимости; сохранение психологического
здоровья; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; психологопедагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся; помощь в
профессиональной ориентации.
Общим в деятельности педагога-психолога для всех уровней образования выступает
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и
административных работников, родительской общественности.
2
Рекомендации ио организации рабочего времени.
Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели
регулируется правилами внутреннего грудового распорядка образовательной организации с
учетом:
-выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их
рабочего времени;
-подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и
обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения
своей квалификации. Выполнение указанной работы недагогом-психологом может
осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за ее пределами.
(Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 24.12.11 г. № 2075, Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69)
Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической
психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога
для определения количественных показателей его деятельности по некоторым видам работ
(расширенный перечень видов работ см. приложение к письму Минобрнауки РФ от 24.09.2009
№ 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и
медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»).
Виды работ
Индивидуа^П:.пое
психологическое
обследование
Г рупповое
психологическое
обследование
Индивидуальная
консультация
Групповая
консультация
Индивидуальное
развивающее
коррекционное
занятие
Групповое
развивающее
коррекционное
занятие
1 - практическаи часть
П
организационнометодическая часть
Время, затраченное па один прием/ Время,
затраченное
на
мероприятие
подготовку/ разработку/ анализ
одного приема/мероприятия
1-1,5 часа
4,5 - 6 часов
1- 1, 5 часа
18,5 - 19 часов
1- 1,5 часа
0,3 - 1 часа
2 часа
1,25 часа
0,5 - 1,5 часа
и
1 - 1,5 час
0,5 - 1,5 часа/ до 12 часов на 1
программу с разработкой и
анализом
2 - 3 часа/ 40 часов на разработку
1
программы/ 12 часов на
комплектование и организацию/
1-2
часа
на
анализ
и
корректировку 1 занятия
Просветител ьская
В зависимости от формы и До
40
часов
(в
случае
работа
длительности мероприятия 1 - 4 необходимости
разработки
часов
мероприятия)
Экснертная
работа
6 часов на 1 учебную программу
(Экспертиза уроков.
25 часов на учебный план 0 0
и
ооразовательных
и
%-чебных
программ,
проектов,
пособий,
образовательной
среды
Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательной
организации, то время, отведенное па их вьпюлнепие, распределяется по усмотрению педагогапсихолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.
Деятельность педагога-психолога осуществляется в тесном контакте с родителями
(законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующей
образовательной организации.
Проведение любых видов работы без согласия родителей песоверщеннолетних не
допускается. Необходимо заручиться согласием родителей на проведение психологической
работы с несовершеннолетними. Бланк заявления о согласии на проведение психологической
работы с ребенком заполняется один раз. Родители (законные представители) могут отозвать
свое заявление в любое время.
Перечень необходимых документов педагога-психолога:
1.
План работы (на учебный год).
2.
График работы.
3.
Циклограмма работы.
4.
Журнал учета видов работы.
5.
. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год).