МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №76 п. ГИГАНТ
Принято
педагогическим советом
(протокол № 1 от 30.08.2016 г.)
Утверждаю
Директор МБОУ
С.И. Проценко
Приказ № 190 от;
Положение
о разработке и реализации
специальной индивидуальной программы развития обучающегося
в МБОУ СОШ № 76 п. Гигант
1.
Цель и основание разработки и реализации СИПР
1.1.
Широкий диапазон особых образовательных потребностей детей с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вызывает необходимость разработки
специальной индивидуальной программы развития(далее СИПР) для их обучения и
воспитания.
1.2.
Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных
компетенций,
которые
позволяют
ему
достигать
максимально
возможной
самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его
включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного
расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
него пределах.
1.3.
Основанием разработки СИПР являются: Конституция РФ, Конвенция о правах
инвалидов, Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации 273-ФЭ, Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 Об
утверждении ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, ....
2. Организация разработки СИПР
2.1.
При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты проводят
психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и
определения оптимальных условий ее реализации.
2.2.
Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:
-изучение
специалистами
заключения
ПМПКи
другой
предоставленной
на
ребенкадокументации,
-знакомство с семьей ребенка и условиями его обучения/воспитания в семье,
-сбор дополнительной
информации
у специалистов,
осуществлявших
психологопедагогическую работу с ребенком до школы,
-проведение первичного психолого-педагогического обследования,.
2.3.
На основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого
специалистами образовательной организации, составляется психолого-педагогическая
характеристика ребенка, в которой дается оценка его актуального состояния развития и
определяется зона ближайшего развития обучающегося.
2.4.
Структура характеристики включает:
-сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к
ребенку);
-данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
-характеристика
поведенческих
и эмоциональных реакций ребенка,
наблюдаемых
специалистами;
н
-особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления;
-сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
-сформированность социально значимых навыков, умений;
потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со стороны окружающих;
-выводы по итогам оценки.
2.5.СИПР разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы(АООП) Организации на один учебный год.
2.6.Разработка СИПР осуществляется экспертной группой на основе анализа результатов
психолого-педагогического обследования ребенка.
2.7.Экспертная группа формируется учителем класса, в который зачислен обучающийся, в нее
включаются специалисты (учитель класса, педагог-психолог и др.), работающие с конкретным
ребенком, и его родители (законные представители).
2.8.В соответствие с требованиями ФГОС структура СИПР включает: общие сведения персональные данные ребенка и его родителях; характеристику ребенка; индивидуальный
учебный план; содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных
предметов, коррекционных занятий и других программ; условия реализации потребности в
уходе и в присмотре (при необходимости); внеурочную деятельность обучающегося; перечень
специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; программу сотрудничества
специалистов с семьей обучающегося; перечень необходимых технических средств общего и
индивидуального
назначения,
дидактических
материалов,
индивидуальных
средств
реабилитации, необходимых для реализации СИПР; средства мониторинга и оценки динамики
обучения.
2.9.Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях, заключение
ПМПК.
2.10.Индивидуальный учебный план (далее ИУП) устанавливает доступный объем недельной
нагрузки для обучающегося по актуальным учебным предметам, коррекционным курсам,
внеурочной деятельности.
2.11. Содержание
образования
на
основе
СИПР
включает
перечень
конкретных
образовательных задачдля обучающегося, которые формулируются с учетом его возможностей
и особых образовательных потребностей, а также содержания учебных предметов,
коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий;
нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), представленых в АООП. Задачи
образования формулируются в СИПР в качестве возможных (планируемых) результатов
обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
2.12.СИПР отражает потребности обучающегося в уходе и присмотре в форме индивидуального
графика с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также
перечня необходимых специальных материалов и средств.
2.13.Области и требования ухода: прием пищи, одевание, раздевание и забота о внешнем виде,
передвижение, совершение гигиенических процедур, соблюдение санитарных требований,
поддержка жизненно важных функций организма, реализация коммуникативных и социальноэмоциональных потребностей.
2.14.Области и требования присмотра: обеспечение безопасной среды; составление четких
алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций связанных с
безопасностью жизни и здоровья обучающихся; ведение журнала травм.
2.15. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий
внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных
мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали,
конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы,
реализация доступных проектов и др.
2.1 б.СИПРсодержит перечень специалистов, участвующих в ее разработке и реализации.
Данный перечень может включать: учителя класса, учителя музыки, учителя адаптивной
физкультуры, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.
2Л 7.Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень
направлений сотрудничества, мероприятий и форм сотрудничества Организации и семьи
обучающегося, а также частоту и сроки проведения мероприятий.
2.i 8.Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося предусматривает:
психологическую поддержку семьи, консультации по всем вопросам оказания психологопедагогической помощи ребенку; просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенкаинвалида; участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР; согласование
требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях
образовательной организации и семьи; помощь в создании для ребенка предметно-развивающей
среды дома; выполнение заданий, составленных специалистами Организации для занятий с
ребёнком в домашних условиях; участие родителей в работе психолого-медико-педагогических
консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку; регулярные контакты родителей и
специалистов в течение всего учебного года и др.
2.19.Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения,
дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для
реализации СИПР.
2.20.Мониторинг и оценка динамики обучения планируются с учетом критериев оценки,
установленных пр. АООП (вариант 2).
3