Положение о школьной библиотеке

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №76 п. ГИГАНТ
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению
педагогическим советом
(протокол № 4 от 24.01.2020)

Положение
о школьной библиотеке
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №76 п. Гигант
1.

Общие положения.

1.1.
Настоящее Положение о библиотеке образовательного учреждения (далее Положение) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №76 п. Гигант является локальным нормативным актом
ОУ, регулирующим взаимоотношения участников образовательных отношений:
обучающихся, педагогических и иных работников ОУ, родителей (законных
представителей) (далее - Пользователей) с библиотекой, порядок организации работы
библиотеки и предоставления Пользователям доступа к библиотечно - информационному
фонду, их права, обязанности и ответственность.
1.2.
Положение разработано в соответствии с требованиями:
Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г. Ст. 35;
ст. 7 Федерального закона «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78 - ФЗ
в рамках, определенных ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской
деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, запрещающей распространение и хранение
экстремистских материалов, а также производство и хранение в целях распространения (в
разделе «Общие положения»);
Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436 - ФЗ (ред. от 18.12.2018 г.) «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г. N 124 - ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.;
приказа Министерства Образования РФ от 1 марта 2004 г. О реализации решения
коллегии Минобразования России от 10.02.2004 «Об основных направлениях
совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской
Федерации»;
Федеральных государственных образовательных стандартов;
Гражданского кодекса РФ;
«Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»
(утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753) (п. 27);
Указа Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» (п. 70);
приказа Министерства культуры РФ от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении
Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда»;
приказа Министерства образования РФ от 24.08.2000 № 2488 «Об учете
библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений»;
письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.2004
№14-15-70/13;

1

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
организациях,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 № 189 (далее
СанПиН 2.4.2.2821-10);
Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №76 п. Гигант, утвержденного директором школы.
2.

Цели и задачи библиотеки

2.1.
Библиотека обеспечивает права участников образовательного процесса на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
2.2.
Обеспеченность
библиотеки
учебными,
методическими
и справочными
документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
2.3.
Цели библиотеки соотносятся с целями образовательного учреждения:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения ФГОС;
создание условий для становления личности школьника, раскрытия его
индивидуальных способностей, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирования здорового образа жизни.
2.4.
Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства
РФ
и
исполнительных
органов
субъектов
РФ,
решениями
соответствующего органа управления образованием, уставом школы, настоящим
положением.
2.5.
Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
2.6.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» в целях защиты прав и свобод человека и
гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности
Российской Федерации, библиотека содействует соблюдению правовых основ
противодействия экстремистской деятельности. С этой целью:
2.6.1. Не допускается наличие в фонде и пропаганда литературы, которая способствует
возникновению социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
2.6.2. Не
допускается
пропаганда
исключительности,
превосходства
либо
неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
2.6.3. Не допускается наличие и пропаганда литературы, содержание которой нарушает
права, свободу и законные интересы человека и гражданина в зависимости от его
социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или
отношения к религии.
2.6.4. Не допускается пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики
или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени
смешения.
2.6.5. Не допускаются публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо
массовое распространение заведомо экстремистских материалов.
2.6.6. Не допускается наличие, изготовление и хранение экстремистской литературы в
целях массового распространения.
2.6.7. Библиотека нацелена на принятие профилактических мер, направленных на
предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее
устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской
деятельности.

2

2.6.8. Массовые мероприятия школьной библиотеки направлены на воспитание
толерантности, демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, патриотизма, свободного развития личности.
2.7.
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия
их
предоставления
определяются
положением
о
библиотеке
общеобразовательного
учреждения
и
правилами
пользования
библиотекой,
утверждёнными руководителем образовательного учреждения.
2.8.
Образовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.9.
Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2.10. Основными задачами библиотеки являются:
обеспечение
участников
образовательного
процесса
обучающихся,
педагогических работников, родителей (иных законных представителей) обучающихся доступом к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд
аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и
иных носителях;
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации в соответствии с требованиями ФГОС;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов,
формирование
комфортной
библиотечной
среды
при
условии
компьютеризации библиотеки.
2.11. Пополнение и сохранение фондов библиотеки учебно-методическими пособиями,
отвечающим требованиям реализации новых ФГОС.
2.12. Проведение сверки библиотечного фонда и поступающей литературы в
образовательное учреждение с Федеральным списком экстремистских материалов с целью
не допускать наличия литературы экстремистского толка в библиотеке.
3.
Основные функции
Для реализации основных задач библиотека выполняет следующие функции:
3.1.
Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы;
3.1.1. Формирует фонд учебников (в соответствии с Федеральным перечнем учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования) и учебных пособий (выпущенных организациями,
входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования);
3.1.2. Комплектует универсальный фонд учебной, методической, художественной,
научной, научно-популярной и справочной литературы, периодических изданий (в
печатном и цифровом (электронном) виде) по входящим в реализуемые основные
образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);
3.1.3. Пополняет фонд библиотечно-информационных ресурсов, в том числе используя
информационные ресурсы сети «Интернет».
3.2.
Осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.

3

3.3.
Осуществляет сверку по мере поступления новых документов (на любых
носителях) в библиотеку с Федеральным списком экстремистских материалов. При
отсутствии новых поступлений сверка производится 1 раз в квартал.
3.4.
Создает информационную продукцию:
3.4.1. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный
каталог, картотеки, электронный каталог);
3.4.2. Разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели);
3.4.3. Обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
3.5.
Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся школы:
3.5.1. Предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения интересов и их информационных потребностей;
3.5.2. Создает условия для реализации самостоятельности в обучение, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков
самообучения;
3.5.3. Организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков
работы с книгой и информацией;
3.5.4. Оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих у
обучающихся в процессе их учебной и досуговой деятельности, в том числе при
самообразовании;
3.5.5. Организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, оказывает содействие при организации внеурочной
деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС, содействует развитию
критического мышления обучающегося;
3.5.6. Содействует администрации школы, педагогическим работникам в организации
образовательной деятельности школы, досуговой деятельности обучающихся;
3.5.7. Реализует меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
(или) развитию, в том числе путем ограничения доступа к информации, распространяемой
посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети
«Интернет».
3.6.
Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
3.6.1. Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
профессиональной деятельностью педагогического работника;
3.6.2. Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
3.6.3. Содействует повышению профессиональной компетенции педагогического
работника, повышению его квалификации;
3.6.4. Осуществляет
текущее
информирование
педагогических
работников
и
администрации школы по вопросам организации, осуществления и управления
образовательной деятельностью школы (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций);
3.6.5. Способствует проведению занятий с обучающимися по формированию
информационной культуры.
3.7.
Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся школы:
3.7.1. Информирует о поступлении в библиотеку литературы и периодических изданий;
3.7.2. Консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
3.7.3. Консультирует по вопросам применения (использования) обучающимися учебных
изданий и учебных пособий;
4

3.8.
Ведет необходимую документацию по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
3.9.
Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
3.10. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.

Организация деятельности библиотеки

4.1.
Комплектование библиотеки производится постоянно и с учетом ФГОС.
4.2.
Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, хранилище учебников,
медиатека.
4.3.
Библиотечно-информационное
обслуживание
осуществляется
на
основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планом школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.4.
В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования, перехода на новые Федеральные государственные стандарты и в пределах
средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает
библиотеку:
гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечно­
информационных ресурсов, предусмотренных в школе;
необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно­
активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями
СанПиНов;
современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной, копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами;
библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5.
Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
4.6.
Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы.
4.7.
Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии
с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
двух часов рабочего времени для ежедневного выполнения внутрибиблиотечной
работы;
одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
не менее одного раза в месяц - методического дня.
4.8.
В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми библиотека школы взаимодействует с библиотеками других
образовательных учреждений района.
5.
Управление. Штаты
5.1.
Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством РФ,
субъектов РФ и штатным расписанием школы.
5.2.
Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.
5.3.
Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися,
их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки, в соответствии с функциональными обязанностями,
5

предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом
школы.
5.4.
Заведующий библиотекой назначается директором школы, является членом
педагогического
коллектива
и
входит
в
состав
педагогического
совета
общеобразовательного учреждения.
5.5.
Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает методист по
учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием.
5.6.
Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на
утверждение следующие документы:
положение о библиотеке;
правила пользования библиотекой;
планово-отчетную документацию;
план работы на текущий год;
5.7.
Трудовые отношения заведующего библиотекой с общеобразовательным
учреждением регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству РФ о труде.
6.

Права и обязанности библиотеки

6.1.
Заведующий библиотекой имеет право:
6.1.1. Самостоятельно
выбирать
формы,
средства
и
методы
библиотечно­
информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного
учреждения и Положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;
6.1.2. Проводить в установленном порядке оплачиваемые факультативные занятия, уроки
и кружки библиотечно-библиографических знаний информационной культуры;
6.1.3. Определять источники комплектования информационных ресурсов;
6.1.4. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
6.1.5. Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским
комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
6.1.6. Вносить предложения руководителю школы по совершенствованию оплаты труда,
в том числе надбавок, доплат и премирования за дополнительную работу, не входящую в
круг основных обязанностей работников библиотеки;
6.1.7. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке,
определённом Уставом образовательного учреждения;
6.1.8. Иметь ежегодный отпуск в соответствии с Трудовым законодательством;
6.1.9. Быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
6.1.10. Участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
6.2.
Работник библиотеки обязан:
6.2.1. Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
6.2.2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
6.2.3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
6.2.4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, требованиям ФГОС, образовательными программами школы,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
6.2.5. Обеспечивать
регулярное
и
своевременное
обновление
в
библиотеке
образовательного учреждения Федерального списка экстремистских материалов и
проводить регулярные сверки поступающей литературы и имеющегося библиотечного
6

фонда с Федеральным списком экстремистских материалов в целях предупреждения
возможности поступления экстремистских материалов в библиотеку.
Порядок работы со списком экстремистских материалов:
При поступлении новой литературы в библиотеку, заведующий библиотекой
проводит сверку вновь поступившей литературы с «Федеральным списком
экстремистских материалов», опубликованным на официальном сайте Министерства
юстиции РФ, и каталога библиотеки на предмет наличия изданий, включенных в
«Федеральный список». Результаты оформляются Актом сверки и вносятся в Журнал
сверки «Федерального списка экстремистских материалов».
При отсутствии новых поступлений в библиотеку сверка проводится 1 раз в
квартал. Производится сверка распечатанного «Федерального списка» и каталога
библиотеки на предмет наличия изданий, включенных в «Федеральный список».
Результаты оформляются Актом сверки и вносятся в Журнал сверки «Федерального
списка экстремистских материалов».
6.2.6. Совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
6.2.7. Обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;
6.2.8. Обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой общеобразовательного учреждения;
6.2.9. Отчитываться
в
установленном
порядке
перед
руководителем
общеобразовательного учреждения не реже 1 раза в год;
6.2.10. Повышать квалификацию.
7.

Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1.
Пользователи библиотеки имеют право:
7.1.1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
7.1.2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
7.1.3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
7.1.4. Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
7.1.5. Продлевать срок пользования документами;
7.1.6. Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
7.1.7. Получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
7.1.8. Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
7.1.9. Обращаться для
разрешения
конфликтной
ситуации
к руководителю
общеобразовательного учреждения.
7.2.
Пользователи библиотеки обязаны:
7.2.1. Соблюдать Правила пользования библиотекой;
7.2.2. Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок) и иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
7.2.3. Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
7.2.4. Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
7.2.5. Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; возвращать документы в
библиотеку в установленные сроки;
7

7.2.6. Заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
библиотекой;
7.2.7. Полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательном учреждении.
8.

Порядок записи Пользователей в библиотеку

8.1.
Запись
обучающихся
общеобразовательного
учреждения
в
библиотеку
производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и
иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных
представителей) обучающихся - по паспорту.
8.2.
Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
8.3.
Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
8.4.
Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.

Порядок пользования читальным залом

9.1.
Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются.
9.2.
Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
9.3.
Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
10.

Правила пользования абонементом

Максимальные сроки пользования документами:
учебники, учебные пособия - учебный год;
научно-популярная, познавательная, художественная литература - 30 дней;
периодические издания, издания повышенного спроса - 14 дней.
11.

Правила пользования ресурсами Интернет в читальных залах библиотеки

11.1. Работа с компьютером участников образовательного процесса производится в
присутствии сотрудника библиотеки.
11.2. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
11.3. Пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации
после предварительного тестирования его работником библиотеки.
11.4. По всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки. Запрещается обращение к ресурсам Интернета,
предполагающим оплату.
11.5. Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».