МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №76 п. ГИГАНТ
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению
педагогическим советом
(протокол № 1 ог 28.08.2019)
:76 п. Г игант
9
Полож
о классном руководстве
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 76 п. Гигант.
I.
Общие положения
1.1. Настоящее
Положение
разработано
в
соответствии
с
действующим
законодательством Российской Федерации об образовании, Типовым положением об
образовательном
учреждении.
инструктивно-методическими
документами
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной
работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя,
Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.
1.2. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на
воспитание ребёнка в классном ученическом коллективе.
1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями
Конвенции о правах ребёнка, законодательства Российской Федерации о правах
ребёнка, законодательства Российской Федерации о правах ребёнка и их гарантиях,
Закона РФ «Об образовании», нормами Устава школы, настоящего Положения и
критериями знаний и умений профессиональной подготовленности классного
руководителя по 3 квалификационным категориям.
1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии,
гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.5. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности
приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет
заместитель директора школы по воспитательной работе. Координацию работы и
общее руководство деятельностью
классных руководителей
осуществляет
заместитель директора школы по воспитательной работе.
1.6. За выполнение обязанностей классного руководителя педагогу устанавливается
оплата, размер которой определяется приказом директора по школе.
1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией
школы, органами
школьного и классного ученического
самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и
общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом, педагогами
дополнительного образования.
II.
Функции классного руководителя.
2.1. Аналитическая функция:
> Изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
> Выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива;
1
> Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого
обучающегося;
> Изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на обучающихся
класса;
> Анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.
2.2. Прогностическая функция:
> Прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся
и этапов формирования классного коллектива;
> Прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
> Построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе
школы в целом;
> Определение ближайших и дальних перспектив жизни и деятельности отдельных
обучающихся и классов в целом;
> Предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений.
2.3. Организационно-координирующая функция:
> Формирование классного коллектива;
> Организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в
классном коллективе;
> Оказание помощи и организации сотрудничества в планировании общественно
значимой деятельности обучающихся, в организации деятельности органов
ученического самоуправления;
> Поддержание связей семьи и школы, школы и социума;
> Содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и
вне её;
> Защита прав обучающихся;
> Организация индивидуальной работы с обучающимися;
> Участие в работе педагогических и методических советов, методического
объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета
профилактики;
> Ведение документации классного руководителя и классного журнала;
>- Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в период
проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
2.4. Коммуникативная функция:
> Развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися, между
обучающимися и взрослыми;
> Оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;
> Содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого
отдельного воспитанника;
> Оказание помощи воспитанникам в установлении отношений с окружающими
детьми, социумом.
III.
Обязанности классного руководителя.
3.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего
развития своих воспитанников.
3.2. Организовать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать обучающихся в
систематическую деятельность классного и школьного коллективов.
3.3. Изучать индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их
жизнедеятельности в семье и школе.
3.4. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и
поведении обучающихся, осуществлять необходимую обоснованную педагогическую
и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать
об этом администрацию школы.
3.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и
ситуаций.
3.6. Содействовать социальной, психологической и правовой защите обучающихся.
3.7. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагоговпредметников, родителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки,
искусства, спота, правоохранительных органов и пр.).
3.8. Пропагандировать здоровый образ жизни.
3.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их
успехах или неудачах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания,
направлять деятельность классного родительского комитета.
3.10. Контролировать посещение учебных занятий обучающимися своего класса.
3.11. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью
недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в
учёбе.
3.12. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с
требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе.
3.13. Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные и внешкольные
мероприятия с классом.
3.14. Вести документацию по классу (личные дела обучающихся, классный журнал,
журнал внеурочной деятельности), а также по воспитательной работе (план
воспитательной работы в классе, журнал по ТБ, журнал учета ведения
индивидуальной работы с детьми «группы риска», отчёты, справки, характеристики,
разработки воспитательных мероприятий, вести накопление инструктажей в сборнике
по ТБ и т.д.).
3.15. Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.
3.16. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и
здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
3.17. Быть примером для обучающихся в частной и общественной жизни,
демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.
IV.
Структура плана воспитательной работы с классом.
4.1. Титульный лист.
4.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год. Данный раздел плана
включает информацию:
> цель воспитательной работы, обозначенная в плане за прошедший учебный год, на
достижение которой была направлена работа классного руководителя;
> задачи, направленные на реализацию цели;
> предполагаемые воспитательные результаты;
> формы и методы работы классного руководителя, используемые в достижении
обозначенных цели и задач;
> основные направления работы классного руководителя;
> конкретные мероприятия, проведённые в рамках данных направлений, с описанием
уровня эмоционального отклика обучающихся (понравилось, вызвало живой интерес,
обучающиеся проявили особенную активность / не понравилось, учащиеся не
продемонстрировали свою заинтересованность, участвовали в качестве пассивных
слушателей, или особую заинтересованность проявил не весь класс и т. д.),
желательно среди перечисленных мероприятий указать те, которые стали
традиционными и проведение которых вызвали особый положительный отклик у
обучающихся;
> проблемы, возникавшие в работе по реализации плана ВР, с указанием конкретных
причин их возникновения;
3
> уровень достижения воспитательных результатов (по итогам учебного года) в
соотношении с решением поставленных цели и задач;
> работа с трудными детьми и детьми группы риска: указывается количество детей,
состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в правоохранительных органах, на
учёте в КДН, причины постановки на учёт. Описываются основные принципы
организации работы с данной группой обучающихся, степень вовлеченности их во
внеурочную деятельность, используемые формы контроля занятости обучающихся
вне школы, совместная работа классного руководителя с социальным педагогом,
психологом и родителями, каких результатов удалось добиться, какие проблемы
остались неустраненными;
> анализ работы с родителями; анализируется степень активности родителей во
взаимодействии с учителем, участие родителей в делах класса, проблемы, решаемые в
процессе взаимодействия, роль родительского комитета в организации совместной
работы классного руководителя с родительской общественностью, формы работы,
используемые учителем, индивидуальная работа с родителями, на какие темы были
проведены беседы и консультации, имеются ли родители, с которыми так и не удалось
наладить контакт. Работа с родителями детей группы риска и семьями, попавшими в
сложное социальное положение, формы и методы взаимодействия, положительная
или отрицательная динамика данной работы.
4.3. Цель и задачи воспитательной работы.
4.4. Характеристика классного коллектива (численный состав класса, количество
мальчиков и девочек в нём, уровень успеваемости обучающихся, степень активности
обучающихся на уроках и в период организованного внеурочного времени, уровень
сплоченности обучающихся внутри коллектива, общие интересы класса, наличие в
классе лидеров и аутсайдеров, наличие микрогрупп с указанием принципов их
формирования, степень конфликтности, увлечения, предпочтения и творческие
способности обучающихся, внешкольная занятость детей).
4.5. Социальный паспорт класса (по форме принятой образовательной организацией).
4.6. План-сетка мероприятий с учащимися класса (в соответствии с планом мероприятий
школы).
4.7. План мероприятий на каникулярные периоды.
4.8. План работы с родителями.
4.9. План работы с детьми, семьями «группы риска и обучающимися, состоящими на
внутришкольном учёте, учете в КДН и правоохранительных органах.
4.10.
План работы с детьми, находящимися под опекой.
V.
Содержание журнала по технике безопасности.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
Титульный лист.
Сборник инструкций по ТБ.
Программы по ПДД, противопожарной безопасности.
Бланки учета проведения инструктажей с детьми и их родителями, участия в
эвакуационных тренировках.
5.5. Накопительные материалы, памятки по ТБ.
VI.
Права классного руководителя.
6.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье
воспитанников.
6.2. Контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося класса с
целью оказания своевременной помощи отстающим обучающимся.
6.3. Координировать работу учителей-предметников в классе.
4
6.4. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов
школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как
от имени классного коллектива, так и от своего имени.
6.5. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь
от руководства школы, а также органов самоуправления.
6.6. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом,
разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями
(законными представителями), определять формы организации деятельности
классног о коллектива и проведения классных мероприятий.
6.7. Приглашать в школу родителей (законных представителей)
обучающихся по
проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим
вопросам.
6.8. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.
6.9. Самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с классом с
учётом основных принципов общешкольного планирования.
6.10. Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей,
которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя,
определённые настоящим Положением.
6.11. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинство и
профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со
стороны администрации школы, родителей, обучающихся, других педагогов.
VII.
Организация работы классного руководителя.
7.1. Общие принципы организации работы классного руководителя определяются
нормами законодательства о труде педагогических работников, Устав школы,
настоящего Положения.
7.2. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в
соответствии с данной циклограммой:
7.2.1. Классный руководитель ежедневно:
> Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет
причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий;
> Организует и контролирует дежурство обучающихся в классном кабинете;
> Организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе
в случае возникновения девиации в их поведении;
7.2.2 Классный руководитель еженедельно:
> Проверяет ведение обучающимися дневников с выставлением отметок за неделю;
> Проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом
воспитательной работы;
> Организует работу с родителями-предметниками, работающими в классе, по
ситуации;
> Анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся;
7.2.3 Классный руководитель ежемесячно:
> Проводит консультации у педагога - психолога и отдельных учителей;
> Решает хозяйственные вопросы в классе;
> Организует заседание родительского комитета класса;
> Организует работу классного актива;
> Посещает ребенка «группы риска» на дому, составляет акт жилищно-бытовых
условий, проводит профилактическую работу;
7.2.4 Классный руководитель в течение учебной четверти:
> Оформляет и заполняет классный журнал;
> Участвует в работе методического объединения классных руководителей;
5
> Проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния
успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;
> Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
> Проводит классное родительское собрание;
> Представляет в учебную часть отчёт об успеваемости обучающихся класса за
четверть;
> Посещает семью, находящуюся в трудных жизненных обстоятельствах на дому,
составляет акт жилищно-бытовых условий семьи, проводит профилактическую
работу.
7.2.5 Классный руководитель ежегодно:
> Оформляет личные дела обучающихся;
> Анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности
обучающихся в течение года;
> Составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);
> Собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчётность об
обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчёта по форме ОШ-1,
трудоустройство выпускников и пр.)
7.3 Классный час может проводиться классным руководителем в произвольной форме, в
соответствии с планом ВР классного руководителя.
7.4 Количество открытых воспитательных мероприятий в классе: не менее 1
общешкольной линейки, закрепленной за классом по графику, не менее 1
мероприятия, организованного на классную параллель.
7.5 Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
7.6 Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и
представлять отчёты различной формы о классе и собственной работе.
7.7 Отчёт о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании
методического объединения классных руководителей, педагогическом или
методическом советах, административном совещании.
6